Анастасия Нифонтова, мотогонщица, первая россиянка, покорившая на мотоцикле трассу латиноамериканского «Дакара» поделилась впечатлениями от самого сурового ралли-рейда в мире.

  • Автор: По материалам НСН

  • Опубликовано: 24.01.2017

  • Просмотров: 2684

  • Место: Россия

Первая россиянка, покорившая на мотоцикле трассу латиноамериканского «Дакара» поделилась  впечатлениями от самого сурового ралли-рейда в мире.

«Маленький Гагарин» - так коллеги, друзья и болельщики прозвали  мотогонщицу Анастасию Нифонтову после финиша на ралли-марафоне «Дакар». Два раза она проехала по маршруту легендарного ралли «Париж-Дакар» в Африке, участвуя в гонке  Africa Eco Race, а в этом году стала первой россиянкой, осилившей трассу одного из самых престижных и, одновременно, самых сложных гонок в мире, которая сейчас называется просто «Дакар» и проходит в Латинской Америке. Соревнования, проходившие в этом году со 2 по 14 января,  для Нифонтовой оказались вдвойне непростыми, потому, что прежде, чем бороться  за финиш, ей пришлось приложить немало усилий, чтобы доказать свое право на старт. О больших и маленьких победах на далеком континенте, а еще о том, почему «Дакар» - не место для слабаков, Нифонтова рассказал в беседе с НСН (Национальная Служба Новостей) 

- Настя, ты только прилетела из Латинской Америки, эмоции еще кипят, и, наверное, какое-то одно яркое впечатление от «Дакара» выделить сложно. И, все-таки, не могу не спросить: какой момент на этом ралли-марафоне для тебя стал ключевым?

- Как ни странно, самым запоминающимся моментом гонки для меня был старт. Целых два месяца длилась моя эпопея с допингом, в употреблении которого меня обвинили. Было непонятно, есть допуск до соревнований, нет допуска. Свою гоночную лицензию я получила в ночь перед началом административных проверок. И самый яркий момент – это момент, как я под аплодисменты огромного количества народа отдавала документы и мне вручали браслет участника гонки. И потом – стартовый подиум, который я уже, по сути, воспринимала, как финишный.  Это очень запомнилось. А еще на меня произвело впечатление огромное количество зрителей. В Латинской Америке их гораздо больше, чем на той же Africa Eco Race. Что на старте, что перед днем отдыха люди стояли живой стеной, растянувшейся на 30 километров, размахивали флагами, кричали, было видно, что они искренне рады. Энергетика в воздухе была нереальная! Вот это, пожалуй, и запомнилось на «Дакаре» больше всего с точки зрения всплеска каких-то позитивных эмоций.

-  Мне доводилось слышать, что «Дакар» для мотоциклистов – соревнование очень опасное, потому, что, якобы, особо «горячие головы», выступающие на четырехколесном транспорте, не обращают на них никакого внимания, случайно или даже намеренно создавая аварийные ситуации. Ты сталкивалась с чем-то подобным?

- Знаешь, не соглашусь с этим утверждением, вообще не соглашусь. Я так понимаю, речь идет о лидерах, скажем, о первой десятки, а это люди, которые выступают на Чемпионате мира, это профессиональные люди, которые прекрасно знают мотоциклистов, во всяком случае – завсегдатаев крупных соревнований, всегда ведут себя очень корректно, заранее включают сигнал оповещения об обгоне. Например, в один из самых тяжелых дней «Дакара», когда размыло дорогу и нам пришлось ехать в ночи, та же команда  Peugeot, которая, конечно, ехала быстрее, чем мотоциклисты, подъезжала очень аккуратненько, сначала дальний свет включила, чтобы мы заметили автомобиль, потом осторожно проехала, чтобы нас не запылить, никак не помешать, не напугать. То есть, на мой взгляд, все было, как говорится в рамках приличия.

- И, тем не менее, от несчастных случаев никто не застрахован…

- Да. Действительно это так. Например, француз Стефан Петрансель «зацепил» мотоциклиста. Но там дело было в том, что они ехали по участку с очень сложной навигацией.  Петрансель свернул не в то русло реки, помчался туда на полном ходу. Мотоциклист подумал, что лидер общего зачета точно знает куда ехать, и радостно помчался за ним, по следам. Петрансель, понял, что ошибся, развернулся, также  полным ходом, обратно, кто же мог знать, что там мотоциклист. То есть, это просто стечение обстоятельств. То есть, дело не в том, что к мотоциклистам как-то плохо относятся, просто мы максимально уязвимы: не пристегнуты в кресле, не защищены каркасом, и при любых проблемах в первую очередь страдаем именно мы. И я лично видела, что другие гонщики понимают, что нам приходится особенно тяжело, даже физически.

- Чему тебя, как спортсмена, научил «Дакар»? Какой новый опыт дал?

- Не скажу, что я прямо научилась чему-то новому. Ралли-рейд, он и есть ралли-рейд. Принципы навигации и другие параметры приблизительно одинаковые. Но я поняла, что «Дакар» требует колоссальных затрат энергии. По сравнению с той же Africa Eco Race он гораздо более изматывающий и морально и физически. Поэтому именно к «Дакару» нужно готовиться особенно тщательно, понимать, что на мотоцикле придется проводить минимум по 10 часов. А мой рекорд был – вообще 19. Помимо гоночных спецучастков здесь есть большие переезда по дорогам общего пользования, так называемым лиазонам, так что просто так, легко прокатиться здесь не получится.       

- А какая трасса тебе показалась интересней: в Африке или в Латинской Америке?

- Пока я для себя делаю выбор в сторону Африки. Ведь именно здесь начали проводить первые ралли-рейды, здесь настоящие пески, камни…  В Америке, вроде бы, тоже все это есть, но это немного не то. Дюн, например, там почти нет. За всю гонку встретилось всего несколько. И это расстраивает, потому что я лично песок люблю. Здесь есть свои интересные участки, например, высохшие русла рек, но, повторюсь, пока Африка мне нравится больше, такой вот вывод я сделала.

- Многие говорят именно так: в Африке трасса интересней. Почему же тогда все спортсмены так стремятся покорить именно «Дакар»?

- Знаешь, в последние дни меня очень часто просят сравнить Africa Eco Race и «Дакар», и я говорю: эти соревнования сравнивать некорректно, нельзя. Это разные вещи. У каждой из гонок – свой дух, свои цели, свои участники.  Africa Eco Race пытается сохранить дух того самого ралли «Париж-Дакар», которое организовал Тьерри Сабин, это приключение друзей с финишем на Розовом озере. А южноамериканский «Дакар» - это большое, суровое испытание. Притом, здесь ты не имеешь права на ошибку. Не то, чтобы участников специально кто-то пытается выбить из гонки (во всяком случае, я этого не заметила), просто сам формат устроен таким образом, что на «Дакаре» ты не можешь быть любителем. Если ты не выдерживаешь ритм – до свидания! Как говорится, ничего личного, просто гонка. Так что на «Дакар» едут, чтобы преодолеть, выяснить, насколько ты можешь раздвинуть рамки своих возможностей. У меня, например, довольно большой опыт: и две «Африки», и множество этапов Чемпионата мира, кроме того, я много общалась с людьми, которые уже бывали на «Дакаре». И в итоге все равно выяснилось, что я не до конца представляла, что меня ждет. А когда столкнулась с реальностью, немножко опешила. Реально, тяжелейшая гонка, для мотоциклистов особенно.