Геннадий Моисеев: Мой путь в мотоспорт ничем не отличался от того, которым шли сотни тысяч таких же ребят, полюбивших мотоцикл.

  • Автор: Кристина Юферева / Длинна дорога на Олимп

  • Опубликовано: 02.11.2017

  • Просмотров: 3206

  • Место: Санкт-Петербург

Мы обещали рассказать вам еще о некоторых удивительных вещах из истории советского мотокросса. 

Геннадий Моисеев - трехкратный чемпион мира по мотокроссу в классе машин до 250 см3, серебряный призер чемпионата мира, многократный чемпион СССР - легенда мотокросса.

В своей книге "Длинна дорога на Олимп" достаточно много внимания уделял  физической подготовке гонщиков, вот что он пишет в главе под названием "Слагаемые победы", в предыдущих главах он расскрывает некоторые тонкости подготовки мотокроссменов в спортзале. Читать здесь.

Сегодня предлагаем ознакомиться со следующей главой под названием 

 

ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ

 

О гонщиках, которые в своем мастерстве доросли до участия в чемпионате мира, порой приходится слышать: «А чего им не кататься? Садись на готовенькую машину, надевай белые перчатки и жми на всю железку...» Действительно, за каждым из нас закреплены высококвалифицированные  механики,   которые  занимаются   подготовкой мотоциклов к соревнованиям. Можно быть уверенным, что с учетом особенностей очередной трассы они  подберут и  оптимальное сочетание  передаточных  чисел в трансмиссии, отрегулируют карбюратор и зажигание, одним словом, сделают все необходимое и самым наилучшим образом. Кроме того, не следует забывать, что и фирмой, которая выпускает мотоциклы, употребляются все имеющиеся в её распоряжении средства, чтобы машина была на уровне лучших образцов.

Но в то же время я знаю, что самые титулованные кроссмены не хуже своих механиков разбираются во всех тонкостях подготовки мотоцикла к состязаниям, по едваприметным  признакам  могут определить  неполадки в работе двигателя. Всё это приходит к ним в процессе многолетнего труда, после неудач и поражений, после многих бессонных ночей, проведенных в мастерской наедине со своей машиной.

Мой путь в мотоспорт в этом отношении ничем не отличался от того, которым шли сотни тысяч таких же ребят, полюбивших мотоцикл.

После восьмого класса я пошел работать учеником электромонтажника. В шесть утра садился в Вырице на электричку и ехал на работу в Пушкин. А вечером - в Ленинград, во Дворец пионеров, или же на трассу в Озерки. И там уж до самой поздней ночи, лишь бы успеть на последнюю электричку. Часто случалось так, что в ней я засыпал, и будили меня где-нибудь на последней остановке. Домой приходилось добираться пешком. Поспишь часа два, поешь наспех и опять в дорогу. А перед соревнованиями порой и ночевать оставались в мастерской, Спать укладывались прямо на верстаках.

С первых же дней занятий в секции у меня появились хорошие друзья - Анатолий Долинкин, Владимир Воскресенский, Владимир Аксель, другие ребята. С ними я проходил азы мотоциклетной науки, учился мастерству, терпению, всем тем большим и малым премудростям, которые так необходимы мотогонщику.

Впервые в официальном зачете К. А. Демянский разрешил мне участвовать зимой 1965 года. Ушел я со старта десятым. В середине заезда обнаружил неполадку в работе двигателя. Как ни пытался вращать рукоятку газа, сбрасывая обороты, ничего не получалось. Но сходить с дистанции не стал, так и ехал на полном газу, притормаживая на самых опасных местах. На финиш пришел шестым. Для первого выступления это было хорошо, если еще учесть, что гонщики с большим опытом, чем у меня, оказались за мной. Стал разбираться, почему так странно вел себя мотоцикл. Оказалось, замерз дроссель карбюратора. Вывод сделал сам: надо лучше готовить машину к соревнованиям.

Раньше я, бывало, удивлялся: как это большие шахматисты помнят все свои партии, которые привелось когда-либо сыграть? Теперь же, когда сам много лет отдал спорту, мне не кажется это странным. Во многих сотнях соревнований привелось участвовать за эти годы. Разные трассы, различный состав участников, каждый раз совершенно новые ситуации. Но каждую гонку помню от начала до конца, до мельчайших подробностей. Взять хотя бы первенство Ленинграда в 1966 году. Разумеется, выступал я тогда еще в группе юношей, но старт нам давали общий с мужчинами. Только дистанция была покороче. С Кириллом Александровичем мы договорились, что если я успешно выступлю в группе юношей, то буду продолжать гонку со взрослыми. Правилами это разрешалось.

Себе я поставил тогда такую цель: постараться выиграть гонку у своего друга Анатолия Долинкина. Для меня это была своеобразная ступенька на длинной лестнице совершенствования мастерства — ведь Толя считался лучшим кроссменом среди моих ленинградских сверстников. После старта впереди Долинкина оказалось несколько спортсменов взрослых. Вскоре я догнал Долинкина и пристроился за ним. На каждом казавшемся мне удобном месте я пытался его обойти, но никак не удавалось. И только на самом финише мой мотоцикл на полколеса опередил его машину. Победа! Но ведь это означало, что я должен продолжать гонку уже со взрослыми. Кирилл Александрович энергично махал мне рукой: «Давай дальше!» Значит, еще двадцать минут борьбы. А впереди шли Сидоренко, Севостьянов и Сироткин. Имена это были достаточно громкие, но я решил дерзнуть и на финише был первым. Так я впервые стал чемпионом Ленинграда среди юношей и среди взрослых.

В том же шестьдесят шестом мне посчастливилось стать призером чемпионата страны среди юношей. На этот раз я выступал в классе мотоциклов 175 куб. см. Спор решался в трех гонках, по сумме результатов которых и должен был определиться победитель. Первая гонка началась для меня счастливо - я лидировал. Но, когда оставался всего один круг, после прыжка я врезался в мотоцикл Саши Голошевича, который упал и не успел убрать машину с трассы. От столкновения я вместе с мотоциклом полетел в сторону от наезженной трассы, попал в болото и, выбравшись оттуда, финишировал лишь пятым.

В следующем заезде не выдержал нагрузки мой «Ковровец» — «покатался на мне, теперь меня покатай». Пока я толкал мотоцикл в закрытый парк, совсем поостыл. И стал прикидывать в уме, а есть ли у меня шансы выполнить поставленную тренером задачу — стать призером? Получалось, что еще не все потеряно. Но надо было хорошенько потрудиться в третьей решающей гонке. И вот последний старт. Приведенная в порядок машина выполняет все мои желания. Вскоре я возглавляю гонку и прихожу на финиш первым. По сумме же результатов всех гонок я занял третье место. Это была первая моя «бронза» на чемпионате страны, и, следовательно, задачу, поставленную передо мной тренером, я выполнил.

После соревнований Михаил Иванович Кедров, руководивший в ту пору подготовкой кроссменов страны, объявил, что меня включат в состав кандидатов в сборную команду СССР и осенью придется ехать на тренировочный сбор в Сухуми. Нечего и говорить, сколько радости доставили мне эти слова. Значит, тренеры усмотрели в моих выступлениях какое-то рациональное зерно, значит, эти скромные успехи не случайность и можно надеяться со временем войти и в сборную.

Геннадий Моисеев и Юрий Игнатьевич Трофимец.

Сколько нового, интересного было на сборах! Мне выдали новенький «Чезет» и амуницию гонщика. Нас обучали самым современным техническим приемам езды на мотоцикле. А главное, каждый день мы выходили на трассу вместе с такими признанными мастерами мотокросса, как Григорьев и Драугс, Калькис и Клявиньш, Казаков и Шинкаренко... Здесь я познакомился с замечательным спортивным педагогом Юрием Игнатьевичем Трофимцом, с которым и по сей день нас связывает крепкая дружба.

В заключение сборов проводились две гонки - своеобразный экзамен. Я выступал со взрослыми спортсменами и оба раза приходил на финиш всего лишь десятым. Настроение сразу испортилось: вряд ли с такими результатами можно рассчитывать на включение в сборную. Однако моя езда и результаты, видимо, оказались удовлетворительными: в список членов сборной попала и моя фамилия. Домой ехал радостный и необычайно гордый таким успехом. Едва переступил порог родного дома, мать протянула повестку в военкомат. Итак, военная служба, которую я ждал с нетерпением. Она манила меня еще с детства романтикой боевых традиций наших славных Вооруженных Сил. Запомнились мне и рассказы отца - ветерана Великой Отечественной. Да и какой мальчишка не мечтает стать воином! И игры-то у нас самые любимые были — «в войну», и фильмы больше всего нравились те, что показывали героизм советского солдата. А разве спорт, который так увлек меня, не был подготовкой к этой важной и ответственной поре в жизни каждого гражданина нашей страны? Он придал мне физической силы, закалил волю, научил разбираться в устройстве механизмов, владеть современной техникой. Вот только как быть со спортом? Но тревожился я, как оказалось, напрасно; командование, хорошо зная о моём увлечении и первых успехах, вовсе не собиралось отлучать меня от мотокросса. Ведь владение спортивной техникой позволяет быстро освоить военные машины, помогает стать отличными водителями гусеничных и колёсных тягачей, бронетранспортеров. Мне предоставили возможность продолжать занятия мотокроссом в спортивном клубе Армии (Ленинград).

Меня и прежде восхищало мастерство армейских спортсменов: хоккеистов и баскетболистов, мастеров кожаного мяча... Но, конечно, более всего я преклонялся перед искусством гонщиков, которые выступали в алых рубашках с пятиконечной звездой на груди. Именно в армейских клубах выросло целое созвездие замечательных мастеров скорости - людей беспредельно смелых, блестяще владеющих техникой, обладающих большим опытом участия в самых ответственных состязаниях. А сколько среди них чемпионов страны, призеров и победителей крупнейших международных соревнований!

В армейском клубе мне было чему поучиться у моих старших товарищей. Да и моим наставником стал здесь замечательный спортивный педагог Сергей Максимович Сергеев - в прошлом известный гонщик. Он требователен и порой суров, но за всем этим кроются огромная любовь к мотоспорту и редкое умение воспитать из подающего надежды спортсмена истинного мастера. И сегодня мотоциклетная команда спортивного клуба Армии (Ленинград) — одна из лучших в стране.

Забегая вперед, скажу, что и по сей день я в рядах наших Вооруженных Сил. Когда закончил срочную службу, не смог расстаться с полюбившимся мне военным укладом жизни, с его порядком и дисциплиной, высокой организованностью. В армии я  вырос от рядового до прапорщика, а теперь стал офицером. Радостно сознавать, что вместе со мной здесь несут службу друзья по  Дворцу   пионеров - Павел    Рулев,    Анатолий    Бочков, братья Опатович и мой брат, механик Александр Моисеев. Как и прежде мы вместе переживаем неудачи, радуемся успехам друг друга, совершенствуем свое спортивное мастерство.

INSTAGRAM | @motocross.ru
FACEBOOK | Motocross.ru
YOUTUBE | Motocross RU

VIMEO | Motocross Russia
ВКОНТАКТЕ | Портал Motocross.ru
ЭКИПИРОВКА | ПИЛОТМОТО